Научные и философские журналы on-line. Философия список научных статей Философский журнал статьи

Вопросы философии http://www.vphil.ru

«Вопросы философии» – академическое научное издание, центральный философский журнал в России. Основан в июле 1947 года. Периодичность – 12 номеров в год. На сайте размещены содержание номеров (с 2009 года) и полные тексты некоторых статей. Для пользования ресурсами сайта регистрация не требуется.

Философские науки http://www.academyrh.info

«Философские науки» – базовый философский журнал Министерства образования и науки России. Издается с 1958 года. Периодичность – 12 номеров в год. На сайте размещены pdf-версии номеров журнала с 2005 года. Для пользования ресурсами сайта регистрация не требуется.

Философия и общество http://www.socionauki.ru/journal/fio

Журнал ставит своей задачей освещение фундаментальных проблем общества, социально-философский анализ актуальных проблем культуры, цивилизации, социального детерминизма, периодизации мировой истории. Издается с января 1997 года. Периодичность – 4 номера в год. На сайте размещены содержание номеров (с 2005 года) и pdf-версии некоторых статей. Для пользования ресурсами сайта регистрация не требуется.

Личность. Культура. Общество http://www.lko.ru

Приоритетные направления журнала – методология комплексного изучения человека, культуры и общества, социальная теория, теория культуры и личности, гендерные исследования, науковедение, кросскультурные исследования и т.д. Издается с 1999 года. Периодичность – 4 номера в год. На сайте размещены pdf-версии отдельных статей. Для пользования ресурсами сайта регистрация не требуется.

Общественные науки и современность http://www.ecsocman.edu.ru/ons

На страницах журнала представлены статьи по политологии и праву, экономике и социологии, философии и истории, культурологии и психологии. Полные тексты статей размещаются через два года после выхода в свет печатного номера. Периодичность – 6 номеров в год. На сайте размещены содержание номеров и pdf-версии некоторых статей с 1991 года. Для пользования ресурсами сайта регистрация не требуется.

Эпистемология & философия науки http://journal.iph.ras.ru

Журнал учрежден Институтом философии Российской Академии наук. Наряду с философскими статьями журнал публикует материалы по социологии научного знания, теоретической истории науки, когнитивной психологии, когнитивной лингвистике и ряду других дисциплин. Издаётся с 2004 года. Периодичность – 4 номера в год. На сайте размещены pdf-версии номеров журнала. Для пользования ресурсами сайта регистрация не требуется.

Век глобализации http://www.socionauki.ru/journal/vg

Журнал посвящен анализу актуальных проблем глобализации и ее последствий. Издается с 2008 года. Периодичность – 2 номера в год. На сайте размещены содержание номеров и pdf-версии некоторых статей. Для пользования ресурсами сайта регистрация не требуется.

Social Evolution & History http://www.socionauki.ru/journal/seh

Журнал интегрирует достижения ученых разных отраслей гуманитарных наук, таких как антропология, история, социология, а также философия и теория истории. Издается с 2002 года. Периодичность – 2 номера в год. На сайте размещены содержание номеров и pdf-версии статей. Для пользования ресурсами сайта регистрация не требуется.

Философский журнал http://iph.ras.ru/ph_j.htm

Журнал как площадка для исследовательских результатов и новых идей в области философии учрежден Институтом философии Российской академии наук и является его органом. Издается с 2008 года. Периодичность – 2 номера в год. На сайте размещены pdf-версии номеров журнала. Для пользования ресурсами сайта регистрация не требуется.

Хора http://jkhora.narod.ru

Журнал создан в июне 2007 года. Имеет своей целью публикацию исследований по проблемам современной зарубежной философии и философской компаративистики. Периодичность – 4 номера в год. На сайте размещены содержание номеров и pdf-версии статей. Для пользования ресурсами сайта регистрация не требуется.

Логос http://www.ruthenia.ru/logos

Логос – один из старейших независимых гуманитарных журналов. Журнал продолжает западническую традицию, развивая интеллектуальную линию русской культуры. Издается с 1991 года. Периодичность – 6 номеров в год. На сайте размещены содержание номеров и pdf-версии статей. Для пользования ресурсами сайта регистрация не требуется.

Философия науки http://www.philosophy.nsc.ru/journals/journals.html#

Научное периодическое издание по философии, методологии и логике естественных наук учреждено Сибирским отделением РАН. Выходит с августа 1995 года. Периодичность – 4 номера в год. На сайте размещены содержание номеров и html- и pdf-версии статей. Для пользования ресурсами сайта регистрация не требуется.

Вестник ЛГУ имени А. С. Пушкина http://lengu.ru/pages/herald/vestnik.php

Журнал публикует результаты научных исследований в области естественных, социально-экономических, общественных, физико-математических и гуманитарных наук. Издаётся с 2006 года. Периодичность – 4 номера в год. На сайте размещены pdf-версии номеров журнала. Для пользования ресурсами сайта регистрация не требуется.

Вопросы философии. 2016. № 1.

Философская жизнь и концептуальная рутина

В.П. Макаренко

На основе почти полустолетнего личного опыта научно-педагогической деятельности автор анализирует проблему свободы мысли от концептуальной рутины в философской жизни. И строит концепт собственного образа философской жизни, в которой концептуальные привычки и свободная дискуссия постоянно меняются местами.

Автор полагает, что философская истина не существует в отрыве от лично пережитых ситуаций, размышлений и невидимых решений, которые определяют единство слова и дела в поведении каждого индивида. Чем больше на индивида «давит среда», тем большим должен быть потенциал сопротивления ей.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: философская жизнь, концептуальная рутина, концептуальные привычки, философское сообщество, дискуссия.

МАКАРЕНКО Виктор Павлович - доктор философских и политических наук, профессор, директор Центра политической концептологии Высшей школы бизнеса Южного федерального университета, академик Национальной академии педагогических наук Украины, заслуженный деятель науки России.

Цитирование: Макаренко В.П. Философская жизнь и концептуальная рутина // Вопросы философии. 2016. № 1.

Voprosy Filosofii. 2016. Vol. 1 .

Philosophical Life and Conceptual Routine

Victor P. Makarenko

On the basis of almost 50 year personal experience of scientific and pedagogical work the author analyses the problem of freedom of thought from the conceptual routine in philosophical life. Author builds a concept of his own way of philosophical life, in which conceptual habits and free discussion change places regularly.

Author supposes that philosophical truth doesn’t exist in isolation from personal life experience, thoughts and invisible decisions, which determine the unity of word and deed in behavior of every individual. The more individual feel the pressure of environment, the more the potential of resistance to it should be.

KEY WORDS: philosophical life, conceptual routine, conceptual habits, philosophical community, discussion.

MAKARENKO Victor P. - DSc in Philosophy and Political Science, Professor, Director of Centre Political Conceptology of Higher School of Business atSouthern Federal University, Academician of National Academy of Pedagogical Sciences of Ukraine, Honoured Science Worker of Russia.

Citation: Makarenko V. P. Philosophical Life and Conceptual Routine // Voprosy Filosofii. 201 6 . Vol. 1.

Большинство современных философов работают в университетах, научно-исследовательских институтах и других организациях. Они пишут статьи и книги, общаются между собой прямо и косвенно, участвуют в конференциях, многие состоят в переписке, которую стимулировал интернет. Стало быть, философская жизнь производна от занятий философией. Для рабочего определения философской жизни я предлагаю термин рутина . Рутина - это то, что обычно (по привычке) думают, говорят, делают. Концептуальная рутина - это множество устоявшихся и отстоявшихся (анонимных и безрефлексивных) мнений. Она пронизывает все сферы философии и образует главный предмет, по поводу которого общаются философы. Определенные шаблоны мысли формируют философские оценки, взгляды, высказывания (в виде посылок, фона обыденного сознания, в отношении которого философы обычно занимают критическую позицию).

Чаще всего концептуальные привычки или шаблоны не осознаются, но они могут быть и продуктом рефлексии, когда им приписывается некая трансцендентная ценность («мудрость веков», «в мире мудрых мыслей» и т.д.). В этом случае рутина получает статус философского или научного результата. Например, постмодернизм вошел в философскую жизнь с формулировкой банальности: «Любое отношение к тексту есть интерпретация».

Концептуальные привычки связаны с речью и письмом, поэтому их можно считать социальными действиями. Различия концептуальных привычек - частный случай различий между любыми социальными и речевыми актами. Они могут быть конвенциональными, навязанными, явными, принимать (не принимать) форму аргумента (дискурса), использоваться с определенной частотой. Концептуальные привычки занимают определенное место в семиотической структуре философской жизни. Они выполняют регулятивные и идентификационные функции. Языковые воплощения банальностей (концептуальных привычек) обычно содержатся в учебниках, введениях и заключениях книг, комментариях, воспоминаниях, интервью, речах по тому или иному случаю, отступлениях в лекциях и т.п. Речь идет о высказываниях типа «Я хотел (не хотел) сказать то-то и то-то».

Потребность вербализовать банальность и придать ей всеобщность связана с рефлексией по поводу уже накопленной концептуальной рутины. Осознанные концептуальные привычки относятся преимущественно к философии. Они влияют на обыденные суждения о философии. Например, на протяжении уже почти полувека я слышу разговоры о бесплодности философии, априорности философских суждений, необходимости постоянно переосмысливать основные философские вопросы. Все это - продукт накопленных концептуальных привычек.

Философия - это множество рутинных действий в рамках философской жизни. Под рутинным действием я имею в виду идею целостности и динамизма философского процесса. С точки зрения диалектики концептуальная рутина состоит в исследовании того, как возникает философия и что вытекает из ее генезиса. Любой результат рефлексии о процессе становления философской рутины можно назвать материей философии. Я вполне отдаю себе отчет в том, что провести строгое отличие между философскими и до- или парафилософскими формами рефлексии невозможно.

В плане осознания рутины продуктивным я бы назвал такое направление философской мысли, как концептивизм. Это - философская деятельность смыслопорождения, организации смысловых событий. С-мысл так относится к мышлению, как со-бытие - к бытию. Смысл - мыслительное событие, пересечение концептуальных полей, заданных аналитическим расчленением понятий. Концептивизм находит в действительности пробелы, изъяны, невоплощенные смыслы, «пузырьки возможностей», которые оказываются путями перехода в иную модальность, лазейками в возможные миры.

Для меня в русле этого направления философской мысли важными оказались идея С.С. Неретиной о творческом и синтетическом характере концептов, снимающем границы между сферами знания [Неретина 2001], идея М. Эпштейна [Эпштейн 2004] о мыслителе-авантюристе, который осознает собственное незнание, плюрализм мировоззрений и научных концепций, выявляет и разряжает энергию интеллектуальных событий. Для обозначения этих процедур я изобрел метафору «под прицелом», имея в виду собственное отношение к социальной и когнитивной реальности. Также значимы для меня идеи Д.Б. Рассела: политическое и духовное насилие и зло; отбрасывание теорий архетипов и аналогичных ориентаций; опора на социальную историю и историю идей, использование истории религии против религии для выявления полного или частичного несовпадения между концептами и традицией [Рассел 2001].

Для анализа философской жизни я предлагаю использовать концепт собственного образа философии . Собственный образ - это совокупность представлений индивида о самом себе. Данный образ не является комплексом объективных суждений о себе. Индивид воображает собственный образ как нечто объективно данное. Но образ невозможен как объективное знание. Всегда существует различие между подлинным и декларированным (конвенциональным) образом самого себя.

В принципе, философскую жизнь можно обсуждать на основе согласия с категориями, в которых ее описывают сами философы. В этом случае концептуальная рутина формирует и выражает собственный образ философской жизни. Рефлексия о философской жизни должна подчиняться ее законам, поскольку лишь при таком условии она может способствовать развитию философии [Тулмин 1984; Рорти 1997].

Собственный образ философской жизни всегда связан с устным или письменным рассказом конкретного лица (автора) о философской жизни, работе философа, понятии философии, проблемах, которые рассказчик считает конституирующими для философии. Достоверность такого рассказа не сводится только к его подтверждению фактами из философской жизни, которые приводит тот или иной автор устного и письменного рассказа. Не менее важен опыт слушателя или читателя. В рассказе он должен узнать самого себя , хотя не всегда имеет мужество в этом признаться.

Как известно, в сфере философии каждый имеет право высказывать свое мнение, выступать от имени логоса и истины. Философия - это вечная дискуссия. Этос дискуссии укоренен в европейских формах воспитания, в соответствии с которым все свободные граждане имеют право участвовать в публичной дискуссии. Существует также представление о связи между философией и психической жизнью. Эта связь проявляется в экзистенциальных вопросах (прежде всего о смысле жизни). Однако осознанные психические потребности не нуждаются в свободной дискуссии как средстве их реализации. Они нуждаются скорее в интеллектуальном и психологическом авторитете.

Со студенческой скамьи меня интересовала проблема свободы мысли от рутины. В значительной степени эту проблему мне помог осознать М.К. Петров [Макаренко 2013]. Задачу философа-исследователя я формулировал в виде вопроса, переходящего в жизненный девиз «Как не попасть в плен действительности?!». Для внутреннего употребления я сконструировал метафоры «монтаж идей» и «формирование проблематики». При этом я вдохновлялся идеей Кьеркегора о философе как шпионе на службе идей. Указанные метафоры я понимал как создание такого комплекса идей и проблем, который никогда бы не давал застаиваться, подвергал бы объем твоего знания постоянной внутренней иронии и будоражил бы тебя новыми и неожиданными вопросами. Со временем я понял, что университеты и научно-исследовательские институты обладают сложной системой символических границ и не являются продуктивными зонами обмена [Александров 2006].

На первом курсе философского факультета (я учился в 1968-1972 гг. на вечернем отделении философского факультета Ростовского госуниверситета) я убедился в том, что философия есть сфера свободной дискуссии. С оговоркой: дискуссией руководил преподаватель, поэтому право постановки вопросов и вынесения вердиктов принадлежало ему - он выступал как авторитет; некоторые студенты задавали ему экзистенциальные вопросы, полагая, что преподаватель может разрешить их сомнения, беспокойства, заботы.

Главная и первая философская вера состоит в убеждении: все познавательные и экзистенциальные проблемы можно заменить вопросами, которые способна разрешить философия [Ясперс 1991]. Если человек не хочет просто как-то устроиться в жизни, у него более или менее выражена эта вера, с которой он и поступает на философский факультет. К данной вере можно относиться критически. Но она всегда присутствует в философском сообществе. Если угодно, она является прародительницей любого философа. Без нее философская жизнь невозможна.

Эта вера порождает конфликт между свободной дискуссией и авторитетом. Образ жизни философского факультета укрепляет элементы возникающих привычек. Дискуссия и авторитет занимают неравноправное место в жизни философского факультета. Авторитет в философии оказывается не столько авторитетом истины и человека, говорящего истину, сколько авторитетом профессора, рассказывающего об истории философии. В идеальном случае история философии выступает главным авторитетом в сфере знания и компетенции. В обычном - боязнь ляпнуть что-нибудь «не то» и просто студенческая робость нередко блокируют свободную дискуссию. К тому же далеко не все студенты философского факультета обладали смелостью или наглостью обнаружить собственную глупость. В результате свободная дискуссия нередко превращалась в рутину.

Психологическая мотивация занятий философией нередко сродни религиозной потребности. Я имею в виду осознание собственного посланничества и убеждение в том, что моими устами говорит Бог - в случае великих основателей религий и великих основателей философских систем, и вытекающий отсюда феномен пастырства, типичного для клира, политиков, управленцев и светских идеологов (см. [Фуко 2011]). Это определяет персонифицированный характер философии.

Реализация собственно философии как таковой постоянно откладывается на потом , что имеет социальное выражение. Подразумевается привычка приписывать философской жизни разрыв между истинной философией (которой занимались те, кого мы изучаем) и философией как своеобразной прихожей (в которой ближе всего ко входу в философию находятся те, кто повествует о том, что говорили настоящие философы, а дальше всех - студент). Норма научной дискуссии охватывает и уравнивает всех ее участников. Поэтому суждения истинных философов выступают в виде множества точек зрения или аргументов (а не истины), которым всегда можно противопоставить наши или чужие взгляды и аргументы.

Разумеется, указанная структура сложнее и всегда должна быть конкретизирована применительно к месту и времени. Участники философской жизни хорошо или плохо ориентируются в ее тонкостях. Возникающие концептуальные привычки действуют на нас как бы принудительно. Всегда существует разрыв между собственной философией и способом занятий ею. Собственно философии не существует «здесь и сейчас», а истинные философы всегда находятся где-то далеко в пространстве и времени.

Кроме того, обычно мы стесняемся называть себя философами. Таково неписаное правило хорошего тона. Мы стыдимся называть философию своей профессией, поскольку реакция на это обычно двусмысленна, уничижительна или презрительна. Иначе говоря, философия всегда находится в процессе создания, «подготовки к готовности» и никогда не является данной и законченной.

Это чувство отсрочки и отсутствия философии говорит в пользу рутинных утверждений: «философия не кончается»; «философия - это постоянное переосмысление одних и тех же проблем»; «философия - это любовь к мудрости, а не сама мудрость». Многие философы используют личный момент при занятии философией, а также связывают с ним некое особое ожидание в форме философского пафоса. Наиболее показательные примеры - такие философские системы, как экзистенциализм, философия диалога, учение Хайдеггера и герменевтика. Любопытно было бы провести сравнительное исследование распространенности такого пафоса в конкретных странах, хотя бы в целях уточнения и дополнения концепции Р. Коллинза [Коллинз 2002].

Но меня интересует опыт советского (в данном случае русского) адепта философии - ни о каком другом я судить не могу. Для меня философский факультет был преддверием философии. Уже на первом курсе я узнал, что здесь все толкутся в преддверии. Никто особо не надеялся, что скоро войдет в святилище. Считалось хорошим тоном не слишком к этому стремиться. Скажу только, что каждого студента вводят в определенную (производно от страны и философской школы) символику философии, отложенной на потом. Значительную роль играет также смысл слова «философия»: это совместное усилие и мудрость множества поколений философов; это воплощенный в истории культуры Разум; это источник некой ауры и шарма, сопряженных с учебой на философском факультете.

Как символ цели и единства разума слово «философия» попадает в тексты, выступая в сложных и неявных логических, семиотических и концептуальных функциях, производных от социолингвистики. Гарантом переноса символического смысла философии в научные суждения и тексты служит литература, традиция которой восходит к «Пропедевтике» Аристотеля. В ней повествуется о неизменном (но постоянно актуализируемом) способе использования философских понятий, сущности философии и философствования. Однако символично-регулятивное понятие философии всегда стоит перед угрозой других понятий. Они тоже претендуют на возвышенное определение цели познавательных устремлений. Философы всегда стремились, чтобы эти понятия взаимно дополняли, а не конкурировали друг с другом.

Платон согласовал философию с мудростью. Однако история регулирования отношений между философией и наукой была намного драматичнее. Частные цели познания как определенной сферы никогда не угрожали философии. Зато иллюстрировали ее внутренний антагонизм: как понятия, относящегося ко всей философской материи и одновременно к тому, что является истинной и правильной философией.

Достоинство университетского философа вытекает из его связи с большой традицией и высокими целями философии. Как показала Ханна Арендт, радикальная противоположность между истиной и политикой проходит через всю историю мысли, а в ХХ в. эта противоположность превратилась в конфликт между истиной факта и истиной мнения, который сознательно блокируется политической властью (см. [Арендт 2014]). В духе такого противопоставления действительная или вербальная ориентация на «абсолютную истину» компенсирует преподавателю философского факультета принятый им статус вечного ученика приготовительного класса, т.е. небытия истинным философом. Ценность преподавателей философии не описывается с помощью определений, отражающих его положение на пути к истине, знанию или мудрость. Обычно говорят, что NN - специалист по тому или иному вопросу, что он написал хорошую книгу, что рано защитил докторскую диссертацию. А не говорят по образцу Диогена Лаэртского: Платон учил, что…

Короче говоря, из учебы на философском факультете обычно вытекает убеждение: вместо того чтобы стать философом, у меня есть шанс стать «специалистом в том или ином вопросе»; что мудрецом я вряд ли стану, зато могу научиться ремеслу философа. А свою жизнь ремесленника я буду вынужден подчинить: в идеальном случае - обслуживанию тех, кто воплощает истинную философию и попал в пантеон классиков философии; в обычном - обслуживанию власти. В обоих случаях мы превращаемся в философскую обслугу мертвых мудрецов и живых бездарей и посредственностей, поскольку обычно последние стремятся к власти.

В положении философа как слуги перекрещиваются социальные формы религиозной и научной жизни. Философ становится идеологом во множестве ипостасей - от преподавателя до спичрайтера. Такая ситуация для подлинного любителя философии опасна, поскольку идеал свободной дискуссии в ней превращается в ритуал и становится священнодействием . Формальное, но не действительное равенство прав и компетенций всех участников дискуссии привносит в философскую жизнь неискренность [Макаренко 2013].

Откладывание философии на потом порождает еще одно практическое измерение. Длительное время философия предстает перед нами как множество учебников и курсов лекций. Учебников столько, что времени на чтение и изучение философских источников и классических сочинений не остается. Переломным пунктом в учебе (который иногда вообще не наступает) становится момент, когда мы решаем заняться чем-либо определенным - сферой, проблемой, автором. Данный момент образует начало участия в профессиональной философской жизни. Приготовишка присоединяется к специализации и начинает знать то, чего другие не знают. Это создает чувство безопасности - не все могут его проверить. Круг классных специалистов по каждой конкретной проблеме всегда узок и рассеян в пространстве. Поэтому большинство будущих соискателей научных степеней лелеют тайную мысль «Я ничем не хуже других». Реализация этой тайной мысли и нежелание войти в контакт с выдающимися специалистами, чтобы они подвергли твой труд нелицеприятной оценке, способствует тому, что я называю «хуторским синдромом» - провинциализацией философии. Все мы в большей или меньшей степени живем в Урюпинсках, хотя реально можем находиться в мировых столицах. Осознание глубокой провинциализации мысли требует больших усилий и мужества.

Мы начинаем играть социальную роль специалиста в момент публикации первой статьи, выступая как анонимный специалист «по определенному вопросу» и никому не известный автор текста. С этого момента окружение воспринимает нас как участников профессиональной философской жизни и членов философского сообщества, а не как учеников и ассистентов того или иного профессора. Мы становимся специалистами в определенной сфере, знатоками одного автора или профессора. Но одновременно мы вынуждены подчиняться рутинному представлению о структуре философского знания. Написанные нами тексты квалифицируются в соответствии с темой, школой и обязательной номенклатурой философских специальностей, хотя строго определить ее невозможно. Названия философских дисциплин и направлений - это комплекс философских терминов с убогим содержанием. Не существует общепринятого определения отдельных сфер, в соответствии с которым можно однозначно квалифицировать философские труды. Например, по разделам герменевтики, философских проблем естествознания, эстетики или онтологии.

Следующая привычка вытекает из позитивистского идеала научности, согласно которому только специалисты знают, что означают элементы номенклатуры, квалифицирующей философские труды. Предполагается, что эта номенклатура соответствует мнимообъективной действительности и является теоретически нейтральной, а не отягощена многочисленными посылками и теоретическими следствиями как исторический продукт философской жизни. Такое предположение не соответствует современному состоянию эвристического сознания, которое часто руководствуется идеями герменевтики, и обычно допустимо только в весьма умеренных формах. Поясняющий пример: большинство библиотекарей в лучшем случае знают каталоги и даже не представляют, среди каких сокровищ и россыпей мысли они работают.

Главное право философской жизни - закон переосмысления (осмысления заново). Профессиональные философские труды обычно начинаются и заканчиваются рассуждениями о дефиниции основных терминов, принадлежащих к академической номенклатуре деления философии. И зачастую принимают форму, как если бы онтология или этика оставалась новинкой, для которой надо писать пропедевтику.

Позитивистские навыки благоприятствуют историзму и привилегированному положению истории философии среди других частей философии. Прежде чем мы успеем превратиться в философа-профессионала, нас искушают историки философии пойти по их стопам и стать авторами комментариев к трудам древних или современных философов. Здесь важно подчеркнуть: написание комментария к классическому философскому труду - высший пилотаж историко-философского профессионализма. Таких профи можно пересчитать по пальцам. Но это не отменяет факта: собственно философия опять откладывается на потом, ограждаясь стеной философских текстов, которые необходимо проштудировать. Сколько текстов и какие прочно попали в «забытье»? На этот вопрос не отвечает ни П. Рикер, ни апологеты «коллективного бессознательного» в разных модификациях.

В любом случае молодой ученый обязан соблюдать общепринятые внешние формы научности, частично позволяющие обойти трудности (проблемы) творческого философского труда. Каждый из них может забиться в щель историко-философских штудий или выйти на хлеба «вольного философа». Но ни тот, ни другой выбор не освобождает от интеллектуального труда.

Умение писать философские тексты - это первая и наиболее приватная сфера философской жизни и профессии философа. Нужны чрезвычайные усилия, чтобы привязать текучие мысли и смыслы к формам статьи или книги. Каждый пишущий вырабатывает свои привычки спорадического, хаотического или систематического писательского труда. По установившемуся шаблону мы мыслим о письме как о заключении мысли в форму, а о книге - как записи мысли. Теоретическое осознание автономии письма уже возможно. Но эта идея пока не переведена в стилистические образцы и указания, не говоря уже об изменении концептуальных привычек.

Приватный характер письма неадекватен коммуникативной функции текста. Текст возникает в одном хронотопе и переходит в другой хронотоп. Публичное бытие философов зависит от опубликованных книг.

Публичная речь лучше книги отражает эмоциональный, текучий, лирический и диалектический характер мышления. Грамматическая форма живого слова намного свободнее слова написанного. Давно известна дихотомия между логически-понятийным (образующим содержание философских высказываний) и образным стилем мышления. В современной литературе эта дихотомия отвергнута [Гудков 1994]. Но это никак не повлияло на концептуальный обычай.

Существует богатый теоретический контекст концептов и дискурсивных связей (независимо от качества высказываний говорящего), который выходит за рамки случайных вопросов-инвектив. Противовесом случайности дискуссии являются обычаи выдвижения тезисов (постулатов) и критики. Эти обычаи укоренены в упрощенном представлении о структуре дискуссии. Данное представление возникло под влиянием логики и включает два основных требования: дискуссия состоит из понятий, которые должны быть однозначны для всех участников дискуссии; логической формой дискуссии является посылка - рассуждение - следствие. Таково главное условие эффективной коммуникации. Иногда в его состав включают также риторические фигуры. Но крайне редко дискуссия заканчивается согласием. Все они требуют рассуждений, отклоняющихся от основной темы (метаобъективных или методологических). В конечном счете опыт философа-оратора есть опыт поражения.

На первый взгляд кажется, что у философов значительно больше шансов быть хозяевами положения тогда, когда труд сводится к чтению. Однако чтение тоже порождает проблемы, поскольку не является естественным действием человека. Чтение - это борьба с вечно чужой материей, которая обычно приходит из более или менее отдаленных мест и времен. В процессе чтения мы также боремся со структурами письма и речи. Чтение - это применение языка. В процессе чтения возникают частные и неопределенные фрагменты мыслей по поводу прочитанного (типа заметок на полях). Они напоминают детский лепет - такую форму высказывания, которая еще не дифференцирована на речь и письмо. Они кажутся мимолетными по сравнению со зрелыми высказываниями. Но именно посредством таких маргиналий возникает понимание текста. Чтение не является способом приближения к истине. И не может считаться широко распахнутой дверью в текст целиком, иначе мы бы не занимались добровольным перечитыванием определенных книг на протяжении всей жизни. А классические философские тексты можно перечитывать всю жизнь… И вряд ли авторы этих текстов учитывали бытие чтения - для какого читателя писать - любителя чтения, коллекционера, обозревателя, исследователя, мыслителя.

Александров 2006 - Александров Д . Место знания: институциональные перемены в российском производстве гуманитарных наук // НЛО. 2006. № 1/77. С. 273 -284.

Арендт 2014 - Арендт Х. Между прошлым и будущим. Восемь упражнений в политической мысли / Пер. с англ. и нем. Д. Аронсона. М.: Изд-во Института Гайдара, 2014.

Гудков 1994 - Гудков Л.Д. Метафора и рациональность как проблемы социальной эпистемологии. М.: Русина, 1994.

Коллинз 2002 - Коллинз Р. Социология философий. Глобальная теория интеллектуального изменения. Новосибирск: Сибирский хронограф, 2002.

Макаренко 2013 - Макаренко В.П. Практикующие гегельянцы и социальная инерция: фрагменты политической философии М.К. Петрова. Ростов-на-Дону: МАРТ, 2013.

Неретина 2001 - Неретина С.С. Концепт // Новая философская энциклопедия в 4 тт. Т. 2. М.: Мысль, 2001. С. 306-307.

Рассел 2001 - Рассел Д.Б . Дьявол: восприятие зла с древнейших времен до раннего христианства. СПб.: Евразия, 2001.

Рорти 1997 - Рорти Р . Философия и зеркало природы / Пер. с англ., науч. ред. В.В. Целищев. Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 1997.

Тулмин 1984 - Тулмин С. Человеческое понимание / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1984.

Фуко 2011 - Фуко М. Безопасность, территория, население. Курс лекций, прочитанных в Коллеж де Франс в 1977-1978 учебном году / Пер. с фр. В.Ю. Быстрова, Н.В. Суслова, А.В. Шестакова. СПб.: Наука, 2011. С. 172-225.

Эпштейн 2004 - Эпштейн М . Знак пробела. О будущем гуманитарных наук. М.: НЛО, 2004.

Ясперс 1991 - Ясперс К . Смысл и назначение истории. М.: Политиздат, 1991.

Reference s

Aleksandrov D . The place of knowledge: Institutional changes in Russian production of humanities // NLO. 2006. Vol. 1/77. P. 273-284 (In Russian).

Arendt H. Between Past and Future . New York: Viking Press, 1961 (Russian translation 2014).

Collins R. The Sociology of Philosophies: A Global Theory of Intellectual Change. Belknap Press of Harvard University Press, 1998 (Russian translation 2002).

Epstein M. On the Future of the Humanities. M.: NLO, 2004 (In Russian).

Foucault M. Sécurité, Territoire, Population. Cours au Collège de France 1977 - 1978. Picador, 2009 (Russian translation 2011).

Gudkov L.D . Metaphor and rationality as problems of social epistemology. M.: Rusina, 1994 (In Russian).

Jaspers K . Vom Ursprung und Ziel der Geschichte, 1949 (Russian translation 1991).

Makarenko V.P . Practicing Hegelianians and social inertia: fragments of political philosophy of M.K. Petrov. Rostov-on-Don: MART, 2013(In Russian).

Neretina S.S. Concept // New Philosophical encyclopedia in 4 volumes. Vol. 2. M.: Mysl, 2001. P. 306- 307 (In Russian).

Rorty R . Philosophy and the Mirror of Nature. Princeton University Press, 1981 (Russian Translation 1997).

Russell J.B . Devil: Perceptions of Evil from Antiquity to Primitive Christianity . Ithaca, NY: Cornell University Press, 1981 (Russian Translation 2001).

Toulmin S. Human Understanding. Princeton University Press, 1977 (Russian Translation 1984).

Есть рецензия .
В статье исследуется отражение идеологии марксизма в художественных и философских текстах: вторая половина 20 века – начало 21 века. Марксизм как творческая парадигма: преломление символов отрицания, свержения, бунта в философии экзистенциализма, поэзии сюрреализма во второй половине 20 века – до поэзии преодоления начала 21 века. От бунтующего человека Камю – к поэзии преодоления «одномерного человека» Маркузе – к преодолению наследия «культурного марксизма» средствами литературного творчества.

2. Смирнова Елена Владимировна. Парадоксы Зенона Элейского и некоторые способы их решения в истории философии и науки Есть рецензия . Статья опубликована в №73 (сентябрь) 2019
Соавторы: Воробьев Дмитрий Валерьевич, доктор философских наук, профессор, преподаватель, факультет гуманитарных наук, кафедра философии и общественных наук, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина.
Статья посвящена трем парадоксам Зенона, направленным против движения, а также способам их решения в истории философии и науки. Длительное время основным и наиболее авторитетным оппонентом Зенона был Аристотель. Ситуация изменилась в Новое время, благодаря развитию математики. Авторы пытаются показать, что многие возражения Зенону сомнительны, и представить свой взгляд на проблему.

3. Лопатина Валерия Георгиевна. Коммунизм: утопия или будущее? Есть рецензия .
Соавторы: Малина В.А., студент Российской таможенной академии, Федорищенко А.И., кандидат философских наук, доцент
В статье проводится анализ идеи коммунизма, рассматриваются его основополагающие принципы, а также возможность применения их в современном обществе.

4. Изосимова Снежана Александровна. ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЕ НОРМАТИВНЫЕ АСПЕКТЫ ХРИСТИАНСТВА В НАСЛЕДИИ Б. ПАСКАЛЯ Есть рецензия .
Соавторы: Пигуз Валентина Николаевна, член Российской Академии Искусственного Интеллекта, заведующий компьютерно-информационным отделом Государственного учреждения Институт проблем искусственного интеллекта
В статье рассматриваются основные аргументы философии Б. Паскаля, в которых дается обоснование христианства как религии, отвечающей глубинной сущности и природе человека с точки зрения философии экзистенциализма.

5. Бардин Вячеслав Васильевич. Развитие современного Российского государства на основе национальной идеи и концепции цивилизма Есть рецензия .
Показано современное состояние Российского общества, значение национальной идеи для его развития. Обозначена важность выбора правильной гражданско-правовой формы устройства постсоциалистического Российского государства для его прогрессивного развития. Обоснована правильность и возможность реализации концепции цивилизма. Отмечена необходимость культурного и духовного развития современного общества.

6. Адибекян Наринэ Оганесовна. КОМПЛЕКСНЫЙ ХАРАКТЕР ГЕНДЕРОЛОГИИ Есть рецензия . Статья опубликована в №68 (апрель) 2019
Гендерология предстала в виде дополнительной комплексной науки, выросшей на базе феминизма с использованием подходящих сведений общественных наук. Она справляется с синтезом частных сведений, делает добавления, усиливает синергетический эффект, обогащает гуманитарные и общественные науки.

7. Адибекян Оганес Александрович. КУЛЬТУРА УЧАСТИЯ В НАУЧНОЙ ДИСКУССИИ
Свобода и широта мышления не только поддерживают дискуссию, но и повышают ее ценность. Наука не просто пользуется таким вариантом информационных контактов, но и рассматривает ее ради своей результативности. При этом она обращается ко всем своим видам, без исключения культурологии. Но насколько науковедение не в состоянии обслуживать все варианты дискуссий, настолько же культура не в состоянии проявлять себя полно масштабно по этим случаям. Синтез обращений науковедения и культурологии к дискуссиям дает полезные сведения комплексного содержания, претендующие на именование «дискуссиоведением».

8. Адибекян Оганес Александрович. ЦЕННОСТЬ ЦИТИРОВАНИЯ В НАУКЕ Статья опубликована в №67 (март) 2019
Применение цитат в научных произведениях стало делом традиционным, с важностью уважения определившихся правил их осуществления. Польза от таких ссылок многогранная в составе услужения автором работы: себе, читателям, другим авторам, дискуссионному процессу, определителям рейтингов ученых. Но цитирование может оцениваться и осудительно.

9. Исаченков Вадим Сергеевич. Истоки бытия. Большой взрыв или Креационизм Есть рецензия .
Соавторы: Боблак Василий Егорович, доцент кафедры гуманитарных наук Смоленской академии физической культуры и спорта
В данной статье автор рассматривает проблему зарождения всего сущего и пытается отыскать первопричину бытия, исходя из основных современных теорий зарождения мира - Большого взрыва и Креационизма.Также, статья раскрывает основу данных теорий, их положительные стороны и недостатки. Более того, автор показывает, что проблема первопричины Космоса, в современном мире, намного глубже и шире чем это может казаться.

10. Бикташев Вячеслав Зайнуллович. Современная марксистская концепция исторического материализма. Есть рецензия .
Как известно необходимым условием существования науки является её непрерывное развитие во времени. Но приходится признать что в позднем СССР марксизм как наука деградировал и не развивался, превратившись в набор столетних догм. В прилагаемой статье даётся истинно верный по мнению автора вектор развития марксизма как науки исторического материализма.

11. Кудинов Александр Сергеевич. Коммунизм: миф или реальность? Философско-исторический экскурс этого понятия Есть рецензия .
В данной статье автор раскрывает понятие коммунизма и его основные черты. Также дается исторический анализ идей философов в разные эпохи о том, как построить справедливое общество. Анализируются политика руководства СССР, направленная на построение коммунизма в нашем государстве.

12. Полуэктова Дарья Юрьевна. Образ богини-матери в Ветхом Завете Есть рецензия .
Соавторы: Сидоренко Наталия Сергеевна, кандидат философских наук, доцент кафедры философии Кубанского Государственного университета
Данная статья рассматривает отголоски древних языческих мифов о богинях в книгах Ветхого Завета, тем самым показывая, что в религии древних иудеев женские божества имели не меньшее значение, чем мужской культ Яхве.

13. Кудинов Александр Сергеевич. Влияние процесса глобализации на роль суверенитета Есть рецензия .
В данной статье рассматривается понятие и черты суверенитета. Также дается характеристика государственного суверенитета, народного суверенитета и национального суверенитета. Прослеживается связь и влияние процесса глобализации на суверенитет в современной политике.

14. Кудинов Александр Сергеевич. Что такое революция? Какое значение играет революция для общественного прогресса? Есть рецензия .
В статье рассматриваются понятие и значение термина революция для общественного прогресса. Автор пытается дать определение и выделить основные черты и виды революций.

15. Кудинов Александр Сергеевич. Что такое государство? Основные теории происхождения государства Есть рецензия .
В данной статье рассматривается понятие государства, его основные признаки. Также рассматриваются основные теории, которые объясняют происхождение государства. В статье анализируются основные функции и природа происхождения этого института.

16. Чумаков Евгений Владимирович. Диалектические законы перехода информации в материю Есть рецензия .
В статье рассматривается возможность применения диалектических законов изменения и движения к информации. Информация представляется формой существования материи, наряду с движением, пространством и временем. Соответственно данному представлению на информационные процессы (изменение и распространение) должны распространяться диалектические законы развития материальных систем. Это утверждение подтверждается на примерах, связывающих физические взаимодействия любого уровня с появлением новой информации. Через диалектические законы делается попытка найти причинно-следственные связи между информационными процессами и изменениями в материальных объектах, и найти объяснение управляющему влиянию информации на физические взаимодействия. Доказательство цикличной смены трех диалектических принципов в информационной сфере и их влияние на изменения в физических системах сводит на нет поиск изначального и объявление превалирования идеального или материального начала в философии.

17. Адибекян Оганес Александрович. КИТАЙ В ФОКУСЕ ЗАКОНА ОТРИЦАНИЯ ОТРИЦАНИЯ Есть рецензия .
Соавторы: Адибекян Наринэ Оганесовна, кандидат исторических наук, доцент, Северо-Кавказский филиал, «Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ)»
Современность удивлена не только распадом СССР, возвратом России к капитализму, но и движением Китая в российском направлении с предпочтением промежуточной позиции между социализмом и капитализмом. При этом имеют место разные оценки событий, разные предвидения последствий. Однако в составе методологий исследований отсутствует закон отрицания отрицания, содержание которого не только поддерживает переход от капитализма к социализму, но и допускает сосуществование таких двух систем.

18. Кудинов Александр Сергеевич. Что такое идеология? Роль идеологии в жизни общества Есть рецензия .
В данной статье рассматриваются многие подходы философов к определению идеологии в жизни общества. Также рассматривается более подробно политическая идеология в трех основных направлениях: консерватизм, либерализм и социализм.

19. Кудинов Александр Сергеевич. Философские представления свободы человечества, людей. Есть рецензия .
Статья посвящена рассмотрению проблемы свободы человека, позиций разных философов течения фатализма и волюнтаризма. В работе предлагаются разные трактовки данной проблемы, и на основании собранного материала делается вывод, что представляет свобода в философском понимании, основные черты свободы человека, опираясь на законодательство нашего государства.

20. Кудинов Александр Сергеевич. Процесс происхождения Древнерусского государства Есть рецензия .
В данной статье автор рассматривает процесс образования древнерусского государства. С позиции двух теорий: норманнской и антинорманнской, автор выявляет основные объективные процессы, которые способствовали образованию первого Древнерусского государства.

Поделиться