Почему детям важно верить в Деда Мороза? Верят ли дети в Деда Мороза? Ребенок верит в деда мороза.

Хорошо ли детям верить в Деда Мороза? Накануне Нового года этот вопрос всерьез волнует некоторых православных родителей. Что делать, если сами они росли в семьях неверующих, где Рождества не было, зато были Дед Мороз и Снегурочка! А у наших православных детей как должно быть? Без «пережитков язычества»? И мамы прячут под елку подарок «от ангела», от «младенца Христа» или просто «от родителей» — «а деда Мороза никакого нет!». Так что в детском саду у всех детей подарки от Деда Мороза, а у нашего, православного, — эксклюзивный, от ангела. А может, нужно относиться к этому проще?

Оставьте детям сказку и чудо!

Другие православные родители не торопятся убеждать детей в том, что любимого детского персонажа новогодних праздников на самом деле не существует. Иерей Алексей Агапов , настоятель храма Святого Архистратига Божия Михаила (г. Жуковский), отец четверых детей: «Мы Деда Мороза любим и всегда приглашаем к детям. Дед Мороз — это сказка. А для ребенка сказка — очень важная часть его мира, для него совершенно очевидно, что сказка есть! И когда люди, сами с разрушенным укладом, вдруг решают ниспровергнуть все основы и сделать все заново и правильно, когда они лишают детей этапа мифологического сознания, они наносят им большой вред. Сказка — часть живой фольклорной традиции, которая есть во всех культурах. Мы не понимаем, почему и зачем это есть, но может быть, лучше не ломать, а бережно отнестись к тому, что традиционно существует? Давайте к святым отцам обратимся: и Василий Великий, и Иоанн Златоуст были воспитаны на языческой литературе и философии, и впоследствии ни то ни другое не отвергали как что-то ненужное и вредное (у Василия Великого есть даже статья «О пользе для юношества языческих сочинений»). Никто из них не говорил: «А, это все язычество! Там меня учили ходить коленками вперед — буду теперь из принципа ходить коленками назад».

Семейный детский психолог, сотрудник Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи при Свято-Даниловом монастыре Светлана Перегудова тоже защищает Деда Мороза: «Если говорить ребенку, что Деда Мороза нет, что это языческая выдумка или что Дед Мороз — переодетый актер, такая сугубо реалистическая позиция родителей лишает ребенка связи со сказочным миром. Детский мир очень символичный, в нем еще только налаживается связь между сказкой и реальностью. Через сказку ребенок познает отношения людей, свой внутренний мир, через сказку он понимает место чуда в жизни и вообще возможность чуда, возможность иного мира. Сказочный мир — это образ мира иного: мира божественного, мира ангелов, являющегося в чудесах. И задача родителей — помочь ребенку осознать это».

А иначе, если быть последовательными, «правильные» православные родители должны запретить детям читать все волшебные сказки. Или читать, постоянно напоминая, что фей и волшебников нет. Но ведь они есть — в сказке! И отец Алексей, и Светлана Перегудова считают, что, стремясь оградить ребенка от «неправильных сказочных чудес», родители убивают детскую способность верить в чудо как таковое. Отец Алексей: «А потом вырастают взрослые люди, совершенно забывшие и не понимающие, что такое удивление перед чудом. Они говорят: “ Ну и где этот рай и ад? Где это находится — под землей, над землей? Космонавты летали, ничего не видели!” А когда в душе человеческой уживаются вещи, рационально никак не сочетаемые, — это хорошо».

Светлана Перегудова: «Родители, которые очень четко хотят обозначить для ребенка реальность духовного мира, оградив его от всего “вредного”, рискуют вырастить рафинированного человека. Опасно отделять ребенка от всего остального мира: вот христианские ценности, а остальное — зло, весь остальной мир с его культурой, сказками, в которых есть след язычества. При таком подходе даже Колобок становится подозрительным персонажем — у него тоже языческие корни. Надо не отгораживаться от мира, а научиться ко всему правильно относиться.

Чудо праздника, Дед Мороз, Снегурочка очень привлекательны для детской души, но если он чувствует, что родители этого не одобряют, он может принять запрет, но в то же время сожалеть о нем, испытывать недовольство родителями из-за того, что они лишили его мира чудес и волшебства. Есть примеры искаженного аскетического воспитания детей в семьях, когда детям не дают сладкого, не устраивают праздников, т. е. лишают основных радостей детства. Такой ребенок, чувствуя себя обделенным, в период подросткового протеста отказывается от веры родителей: “Не хочу, если в этом нет радости”. А ведь в православной вере как раз есть радость, есть место добрым чудесам! Дед Мороз — это сказочный образ, который помогает ребенку в собственной жизни увидеть чудеса. Так что должна присутствовать и реальность духовного мира с его ценностями: “Для нас, христиан, важно вот это”, и в то же время обычная, свойственная детям реальность сказки».

Обе реальности нужны, но каждая по отдельности, не нужно встречу с Дедом Морозом превращать, например, в беседу о Рождестве. Иерей Александр Лаврухин, директор Димитриевской православной школы (Москва), отец пятерых детей: «Мы пригашаем Деда Мороза к детям на приходскую елку, он играет с ними, дети его любят, мы не собираемся бороться с обычаями, в которых нет ничего греховного. Но Дед Мороз не должен становиться этаким преподавателем воскресной школы, говорить детям о Христе, о Божией Матери. Потому что тогда происходит смешение шутки, сказки, игры – с Истиной. Вот это плохо, а не сам Дед Мороз!»

Переодетый папа

Ребенок ждет прихода сказочного деда, глаза его горят, и вот Дед Мороз приходит — а у него оказываются обыкновенные брюки, ботинки вместо валенок. Не настоящий! А если еще и ботинки знакомые…

Отец Алексей Агапов: «Да, у меня был такой случай: “И этот не настоящий…” — и все, у ребенка глаза померкли, всякий интерес теряется, и родители не в силах ничего сделать. Поэтому у нашего православного Деда Мороза, которого мы все очень любим, все мелкие детали совпадают с традиционным обликом, это очень важно».

Светлана Перегудова считает, что такое разочарование — дело поправимое: «Даже если ребенок видит, что это папа или сосед, нужно сказать, что это тоже чудо, что человек не просто так пришел и подарил подарок, чтобы ты ему сказал “спасибо”, а решил тебя порадовать в честь волшебного праздника и остаться неизвестным. Ты не расстраивайся, что это не настоящий Дед Мороз! Ведь в сказке они точно есть! Может, он еще придет? Нужно обязательно оставить место для новогоднего чуда. Не зря оно в культуре закрепилось и сопровождается подарками, утешением человека из года в год, дает вкус жизни, учит ребенка радоваться, благодарить Бога и ближних».

Дети постарше, конечно, и сами давно понимают что к чему. Но любовь к Деду Морозу у многих все равно остается. Священник Алексей Агапов: «Наши дети, особенно старшие (старшему сыну — 13, дочке — 11), уже знают, что это сказка, знают, что кто-то нарядился. Мы им говорим: “Мы малышей повезем в гости, к ним там Дед Мороз придет”, а они: “Как, а к нам не придет?” — “А надо, что ли?” — “Ну как же, конечно! Ну пожалуйста!” И вот он приходит, играет им на балалайке, они поют ему песни, они готовятся к этому событию. Как, по какому принципу у них это в голове уживается? Не знаю!»

Так что на прямой вопрос ребенка «А дед Мороз на самом деле есть?» — отец Алексей советует отвечать прямо и честно: «На самом деле есть! Где он живет? В сказке! А где сказка находится? Ну-у-у, за горами, за лесами…»

Когда в России появился Дед Мороз?

Отвечает Елена Левкиевская, доктор филологических наук, этнолингвист, фольклорист, ведущий научный сотрудник Института славяноведения РАН:

— Дед Мороз — это советский персонаж, появившийся в сталинскую эпоху, а именно в 1936-1937-е годы. Именно с этого времени он входит в утвержденный педагогическими комиссиями репертуар детских новогодних праздников.

Смутные черты образа Деда Мороза можно найти в традиционной святочной обрядности. Например — в маске святочного деда, одного из ряженых.

В городской русской культуре, особенно в крупных городах, под влиянием западноевропейской культуры в XIX веке начинают распространяться рождественские елки (крестьянская среда никаких елок не знала). К концу XIX — началу XX века елки становятся не только домашним явлением, но и элементом школьной жизни. Начинают выпускаться сценарии проведения рождественских елок, которые проходят цензуру и педагогические комитеты. Из всех известных исследователям сценариев только в одном наряду с другими ряжеными выступает Дед Мороз, явно списанный с западноевропейского Санта-Клауса, народного варианта представлений о святителе Николае. Но если в Западной Европе этот образ даже на поздравительных открытках был самым частым (около 200 видов открыток с его изображением), то у нас из 88 дореволюционных рождественских открыток только на одной есть некий русифицированный Санта-Клаус.

В1918 году все старые праздники были объявлены буржуазными и запрещены, в том числе празднование Рождества, рождественские елки. Однако в середине 1930-х годов выстраивание советской империи потребовало новых ритуальных действий, которые бы сплачивали общество. В декабре 1935 года в газете «Правда» появляется статья Павла Постышева «Давайте устроим детям хорошую новогоднюю елку!» Публикация в «Правде» приравнивалась к директивному указанию, так что на новый 1936 год впервые после революции были устроены школьные елки, которые из рождественских превратились в новогодние. В срочном порядке были придуманы сценарии их проведения. Но образ главного героя, который объединял бы вокруг себя новогоднее действо, еще только нащупывался.

Как массовый образ советских школьных елок, Дед Мороз появляется к новому 1937 году. Не последнюю роль здесь сыграли поэма Некрасова «Мороз, Красный нос» и «Снегурочка» Островского. Частично за основу был взят образ западноевропейского Санта-Клауса, но, конечно, наряженного в национальные одежды. На елках для старших детей Дед Мороз был единственным главным персонажем, а на елках для малышей в качестве посредника между Дедом Морозом и детьми впервые выступает его внучка Снегурочка, близкая детям по возрасту, которую они не боятся. Потому что, по воспоминаниям, дети совершенно не понимали, кто такой Дед Мороз, и страшно его боялись. Характер, маска Деда Мороза еще не определился. Опираясь на некрасовский образ, актеры пытались играть сурового деда, который выходил к детям и басом декламировал известный отрывок: «Не ветер бушует над бором…» Дети пугались, плакали, не хотели брать у него подарки. Дед Мороз в 1930-х годах просто свалился детям на голову, и ни дети, ни актеры не понимали толком, что это за явление.

Но, как ни странно, Дед Мороз довольно быстро прижился, вокруг него стала появляться масскультура. Например, в военные годы на новогодних открытках уже были сюжеты, связанные с Дедом Морозом: он изображался с мешком оружия, которое дарит солдатам, была даже открытка, где Дед Мороз был со сталинской трубкой.

Тогда же окончательно сложился его образ: это добрый дедушка, который очень расположен к детям, всех защищает и борется со злыми силами. Ему помогает Снегурочка и разные волшебные помощники. Этот образ укореняется в 1950-е годы, не в последнюю очередь благодаря киносказкам и мультфильмам на эту тему. Начинается коммерциализация образа, и через фирмы добрых услуг можно стало пригласить Деда Мороза в любой дом.

Постепенно персонаж, прочно вписанный в советскую идеологию (Дед Мороз воевал против буржуев, помогал пионерам и т. д.), терял идеологизированные черты и превращался в художественный образ, в доброго сказочного героя.

Лариса Вербицкая, телеведущая: - Дед Мороз для них - это скорее символ Нового года, часть ритуально-сказочного праздника, связанного с большими надеждами на будущий год. Но по-настоящему они в него, конечно, не верят. Сейчас уже другое время, которое воспитывает из наших детей реалистов с раннего возраста.

Кристина Орбакайте, певица: - Честно говоря, не знаю. Дед Мороз для них - это семья. Возможно, раньше и верили, но недолго. Дети сейчас настолько хитрее взрослых: они умеют подыгрывать взрослым. Когда им кладешь под елку подарки от лица Деда Мороза, они только делают вид, что верят.

Павел Астахов, адвокат: - Верят, несмотря на то, что уже взрослые: одному сыну 18, другому - 12. Я ведь сам эту веру поддерживал. Сначала переодевался в Деда Мороза, когда родился мой младший брат. Потом - когда свои дети появились. Они долго принимали меня за настоящего, пока не повзрослели. К сожалению, Новый год сейчас чаще справляем не дома, и многолетняя традиция прекратилась. Но мы не перестаем каждый новогодний праздник класть друг другу под елку подарки от имени Дедушки Мороза. Потому я и сам в него до сих пор верю.

Тина Канделаки, телеведущая: - Еще верят! Не в Гарри Поттера и не в Шрека, а, к счастью, в Деда Мороза. И я эту традицию всячески поддерживаю.

Ольга Самарь, педагог-психолог детского сада-лицея №521 г. Москвы:

Своих детей у меня нет, но я с удовольствием предвкушаю появление Деда Мороза у моих воспитанников. Даже если их родители о нем не рассказывают, это в обязательном порядке делаю я. Но и родителей мы просим не нарушать, а, наоборот, поддерживать, создавать это прекрасное ощущение детской сказки. Ведь в жизни она больше не повторится.

Сергей Юрский, актер: - Я действительно не знаю отношения своего внука к Деду Морозу. Сейчас этот персонаж слишком растиражирован, является частым героем кино и мультфильмов. Поэтому его уже сложно выделить из других персонажей.

Дмитрий Харатьян, актер: - Верят. Подарки под елку кладем сами от лица Деда Мороза. Для меня самого Новый год - любимый праздник с детства, чудный, светлый, замечательный, ведь предоставляется возможность загадать желания с мыслью, что Дед Мороз их исполнит.

Николай Сванидзе, телеведущий: - Моему сыну сейчас 26 лет, и я не думаю, что он еще верит в Деда Мороза. Хотя сомневаюсь, что он верил в него, будучи ребенком. Уж не фанат был, точно. Дело в том, что мы, родители, ничего особенно об этом персонаже ему не рассказывали. Единственная весточка, которая была для сына от Дедушки, - это новогодние подарки, которые он находил под елкой. Но в тот долгожданный момент он уже не озадачивался, от кого они. Главное, что подарки и что они - у него в руках.

Анастасия Ушмаева, студентка МГУ: - Конечно, верит. Я сама еще чувствую себя ребенком, когда слышу о Деде Морозе, и стараюсь передать это чувство радости своей трехлетней дочке. С прошлого года она о нем помнит и уже с нетерпением ждет в этом году. Написала с моей помощью ему письмо. Дед Мороз, кстати, очень хорошо помогает в воспитании детей. Они перестают баловаться, когда им говоришь, что он не придет.

Когда-то мы все верили в существование Деда Мороза. Однако, этот добродушный дедушка в красном одеянии на самом деле не существует. Так зачем же врать своим детям, тогда как мы их учим быть всегда честными? Когда следует раскрыть правду и нужно ли позволять ребенку верить в Деда Мороза?

Необходимо ли своим детям говорить правду? Наверное, все же не стоит. Ведь малыши живут в своем полуреальном, полу-магическом мире, в котором много разговаривающих фей, собак, драконов, а также призраков и героев мультфильмов и комиксов. Потребность ребенка в чудесах — это в некотором роде своеобразная защита от внешнего мира, реальность которого очень жестока. Нет абсолютно никаких причин для того, чтобы вынуждать детей *стоять твердо на земле*, в то время, когда они еще совсем крохи. Разве мы обманываем своего малыша, когда читаем ему сказку или включаем ему мультики?

Конечно, взрослые считают, что трудно поверить в историю с Дедом Морозом. Но для детишек нет ничего странного и необычного в том , что бородатый добряк, который живет на небе, порой прогуливается в запряженных оленями санях, и всего за одну ночь может доставить подарки всем детям на планете. Им это кажется таким же нормальным, как и маленькие мышки, обменивающие их выпавшие молочные зубки на монетку, или же настенные часы, разбрасывающие шоколадки. А когда малыш видит на улице идущих друг за другом пятерых Дедов Морозов и удивляется, то лучше всего объяснить ему это так: это всего-навсего переодетые к празднику люди, а вот настоящий Дедушка Мороз появляется только тогда, когда он спит.

Продолжать поддерживать детскую веру в новогоднего персонажа можно до тех пор, пока это *срабатывает*. Есть три ситуации, с которыми родители могут столкнуться, и в которых они уже задумываются над тем, не сказать ли ребенку правду:

  • Малыш еще совсем маленький, а кто-то из старших детей ему заявил, что на самом деле не существует Деда Мороза. Если вашего ребенка это сильно огорчает, то можно ободрить его и сказать, что некоторые люди просто не верят в Деда Мороза, но вы в него верите. Продолжая соблюдать такую традицию, вы удовлетворите любопытство малыша.
  • Ребенок немного подрос и начал вам задавать вопросы — если ребенок уже допытывается, стало быть он имеет на это веские основания, может быть даже он уже все сам понял. Когда это происходит в пяти-шестилетнем возрасте, то лучше конечно рассказать правду. Это его разочарует немного, однако, такой вариант намного лучше, ежели он будет чувствовать себя идиотом в классе, где все уже перестали верить в Деда Мороза.
  • Если ребенок старше шести лет продолжает верить в Дедушку Мороза, то существует опасность, что в один прекрасный день над ним посмеются его товарищи и будут обращаться с ним, как с глупым, маленьким ребенком. В этом случае он может и обидеться на вас. Поэтому, лучше рассказать ему заранее, что люди не летают по небу на санях, не спускаются в каминную трубу и т.д. Но, если он хочет еще немного в это верить, то ему никто не запрещает этого делать. Пусть знает правду и уже сам решает, верить в Деда Мороза в глубине души или вычеркнуть его из своего сердца навсегда.

Дед Мороз – один из самых положительных сказочных героев. Он добрый, сильный, мудрый, щедрый и справедливый. У него много помощников, которые отлично работают в команде и всегда готовы прийти на выручку и помочь доставить подарки детям из разных стран. Поскольку ребенок познает мир, в том числе, и при помощи сказок, такой персонаж является хорошим примером для подражания. Он учит быть добрым, толерантным, делиться с близкими и друзьями. Поступки Деда Мороза помогают ребенку понять, как важно обладать положительными чертами характера.

Развивает терпение

Вера в Деда Мороза развивает терпение: ведь новогодние праздники бывают всего один раз в году, и встречи с ними нужно дождаться. Особенно важно то, что терпение в данном случае – это не просто ожидание, оно приправлено предвкушением праздника и ярких событий. А позитивный настрой полезен для гармоничного развития эмоционального фона ребенка.

Учит заявлять о своих чувствах и потребностях

В большинстве семей есть новогодняя традиция – писать письмо Деду Морозу. Каждый ребенок мечтает о каком-то подарке, но не всегда может рассказать о нем из-за чувства стеснения, неуверенности, боязни быть непонятым или даже незнания того, что о своем желании можно заявить. Обращение к сказочному персонажу полезно тем, что позволяет родителям лучше понять чувства и потребности ребенка. Также в письме дети рассказывают о своих хороших делах, это помогает научиться самостоятельно оценивать свои поступки и подводить итоги сделанного за прошедший год.

Позволяет проявлять заботу

В Новый год подарки достаются не только детям, но всем, кто их окружает: родственникам, друзьям, воспитателям в саду. Ребенок в письмах Деду Морозу может попросить подарки и для других членов семьи, тем самым проявляя внимание и заботу о них. Подобные стремления важно поощрять и развивать. Развернув коробку и обнаружив желанную вещь, скажите: «Как здорово, что ты попросил для меня этот подарок! Я так давно его хотел!»

В письме Морозу дети рассказывают о своих хороших делах: это помогает научиться самостоятельно оценивать свои поступки

В процессе подготовки к новогоднему торжеству предлагайте ребенку сделать вместе с кем-то из родителей подарки для брата, сестры, бабушки или дедушки. Это может быть что угодно: выпечка, аппликация или стихотворение. Совместная подготовка не только сблизит вас с ребенком, но и подарит ему чувство сопричастности волшебству и настоящего счастья от возможности порадовать других.

Помогает справляться с разочарованиями

Не всегда на Новый год ребенок получает те подарки, которые он хотел. Тогда разочарование неизбежно. Но и здесь на помощь готов прийти добрый Дед Мороз. Он может написать послание о том, что часть презентов не удалось доставить из-за плохой погоды. Если вы готовы подарить недостающее на день рожденья или другой праздник, пусть Дед Мороз обязательно упомянет об этом и сдержит слово.

Развивает фантазию

Дед Мороз – символ праздника, который дарит исключительно радость. Вспомните: запах мандаринов, переливающаяся в свете гирлянд елка, хлопушки и фейерверки, долгожданные подарки, развлечения, возможность не спать допоздна... Эти мгновения запоминаются на всю жизнь, согревая на протяжении многих лет. Благодаря главному зимнему персонажу ребенок учится мечтать, верить в чудеса и в то, что его желания сбываются. Кроме того, вера в Деда Мороза развивает фантазию ребенка. Этого позитивного навыка часто не хватает во взрослой жизни.

Важно не манипулировать верой ребенка в доброго сказочного героя. Пусть Дед Мороз ассоциируется только с радостью

Важно не манипулировать верой в доброго сказочного героя, не пугать ребенка рассказами, что он обиделся и не придет к нему или не принесет подарок из-за его шалостей. Пусть этот персонаж всегда ассоциируется только с праздником и радостью.

Чтобы избежать капризов или разочарований ребенка по поводу полученного новогоднего подарка, можно:

1. Помочь ребенку написать письмо Деду Морозу и незаметно координировать его желания и просьбы.

2. Предложить готовый список с конкретными подарками, составленный в соответствии с вашими возможностями.

3. Сказать ребенку, что все дети хотят получить подарки, и если каждый будет просить что-то дорогое, то у Мороза может просто не хватить подарков для всех.

Все это важно, чтобы ребенок не чувствовал себя обделенным. Пусть эта ночь запомнится ему только позитивом. Ведь детские воспоминания во многом формируют в нас ощущение счастья.

Об эксперте

Психолог, основательница школы психологических тренингов «Happy академия».

О значении сказки в нашей жизни рассуждают родители дошкольников, психолог и настоящий Дед Мороз.

Как показывают исследования, практически все мальчишки и девчонки дошкольного возраста верят в существование Деда Мороза. С их ростом эта вера уменьшается или, вернее, претерпевает существенные изменения.

Насколько важна вера в Деда Мороза для детей? Как избежать разочарования, когда чадо узнает, что это всего лишь актер, переодетый Дедом Морозом, или папа?

Родители: верили, верим и будем верить

Анна и Игорь, родители двух близняшек Марины и Полины: "Дочери верят в Дедушку Мороза и передают ему заказы на подарки через нас. То, что они попросили у него, обязательно будет лежать под елочкой. В этого волшебного персонажа у нас переодевалась бабушка и весьма успешно - девочки не догадались и были рады такому гостю. Дед Мороз - хороший, добрый персонаж, считаю, что он положительно влияет на формирование личности ребенка. Поэтому мы стараемся сохранить этому веру ".


Юлия, мама 5-летней Виктории: "Ожидание новогоднего праздника непременно связано у моего ребенка с Дедом Морозом. Подарки, карнавал, утренник, нарядное платье - все это не создаст в полной мере праздник без этого сказочного персонажа. Мы уже купили конверт и будем бросать настоящее письмо Деду Морозу в Лапландию. Но специально эту веру в ребенке не культивируем, актеров и аниматоров домой не приглашаем. Эта вера - в душе ".

Анна, мама 4-летней Лизы: "В этом возрасте дети еще верят в Деда Мороза. Моя дочь, например, написала письмо, в котором заказала желанный подарок, и теперь с нетерпением ждет его. С тех пор, как поставили елку, она каждый день заглядывает под нее в надежде увидеть там сюрприз ".

Марина, мама 5-летней дочери Евы: "Моя дочь смотрит в окошко, вдруг Дед Мороз прилетит на санках к ней, она в это искренне верит. А родители, конечно, находятся рядом и узнают, что их дочь заказала в подарок. До какого возраста я верила в Деда Мороза? Я и сейчас в него верю! "

Действительно, по опросу ИА vRossii.ru , одна пятая опрошенных взрослых людей верят в этот новогодний символ, исполняющий желания и творящий чудеса.

Если не верить в счастье, зачем тогда жить

Насколько важна вера в Деда Мороза для ребенка рассказывает транзактный аналитик и семейный психолог Татьяна Лунева:

"Вера в Деда Мороза - это вера в сказку, идеальное будущее со счастливым концом. В такое верят не только дети, но и взрослые. По большому счету, как можно не верить в счастье? Зачем тогда жить?

Но достижима ли сказка... Тем она и прекрасна, что иногда она сбывается, случаются чудеса в жизни, которые нельзя объяснить с точки зрения науки. С другой стороны, Дед Мороз - это прообраз идеального взрослого для ребенка. Ведь родители не всегда, по мнению их чада, поступают правильно, иногда они несправедливо наказывают или непомерно требуют. А Дедушка Мороз - это тот, ради кого можно стараться вести себя хорошо или получать высокие оценки, тогда он придет в гости и принесет подарки".

- Как избежать разочарования, когда сын или дочь осознает, что Дед Мороз ненастоящий?

Надо объяснить ребенку, что это прообраз доброй силы, могущества, чудес и добра. Что-то, что сильнее нас. Это где-то есть, но чудеса приходят не каждый день, тогда они бы не были чудесами. Можно рассказать ребенку, что это некий символ добра, а добро непременно возвращается, если будешь также поступать по-доброму.

Если семья верующая, можно перевести образ Деда Мороза на образ Бога. Важно донести до ребенка, пусть человек в костюме Деда Мороза - это всего лишь актер или папа, но волшебство случается, надо продолжать в него верить. Так легче, проще и радостнее жить.

Ты - настоящий!

Никита - актер-аниматор, играющий роль Деда Мороза уже пять лет на утренниках, карнавалах, балах. Он подчеркивает, что ему приходилось играть множество самых различных персонажей, и дети иногда могли сказать: "Ты не настоящий!", но на Деда Мороза - никогда. Это особенный персонаж, и отношение к нему особенное.

"Все люди разные: кто-то верит в Деда Мороза, кто-то - во что-то другое. Есть реалисты, и те, кто непременно хочет видеть в жизни сказку и нести ее людям. Наступает период, когда дети не верят в того персонажа, который приходит к ним, но верят в сам символ.

Условно существует три этапа в возрасте детей: когда они верят в Деда Мороза, когда эта вера проходит. И третий - взросление, когда они решают - пусть будет, пожалуйста, только пусть будет, и желания исполняются.

Что касается работы актера, то я могу снять костюм Деда Мороза, но все равно им останусь, этот персонаж внутри меня, я продолжаю дарить добро и хорошее людям. Сначала ты играешь этого персонажа, а потом сам им становишься. Важно, что в сердце, в душе, а не сам костюм. Эту тонкую гран остро чувствуют и взрослые и дети ".

Печать

26 декабря 2013 г. 12:07
Автор публикации Екатерина Паричук. Фото автора

Поделиться